Генетические риски развития артериальной гипертензии и беременность

Артериальная гипертензия (АГ) — это состояние, характеризирующееся стойким повышением артериального давления и является одним из самых распространненных заболеваний сердечно-сосудистой системы. Данная патология охватывает различные возрастные группы, однако наиболее активно проявляется в зрелом возрасте. Установлено, что артериальной гипертензией страдают 20-30% взрослого населения. С возрастом распространенность заболевания повышается и достигает 65% у лиц старше 60 лет. В молодом возрасте АГ развивается и протекает без выраженной симтоматики и без причинения больному особых неудобств. Вследствие этого выявляеется только 30-35% от общего количества заболевших в возрасте до 30 лет. Этот показатель свидетельствует о том, что подавляющее большинство заболевших в молодом возрасте не получают своевременного адекватного медикаметозного лечения, способного держать под контролем или полностью остановить развитие АГ.

Несвоевременное выявление и отсутствие лечения АГ в молодом возрасте представляет собой особую опасность для женщин, готовящихся стать матерями.

Артериальная гипертензия была и остается одним из основных факторов риска развития различных осложнений беременности и находится в лидирующей тройке причин материнской смертности.

Частота встречаемости АГ у беременных в среднем составляет около 5%. При этом, риски развития венозных тромбоэмболических осложнений в 5-10 раз превышают аналогичный риск для небеременных женщин репродуктивного возраста.

Гипертензивные расстройства у беременных подразделяют на 3 типа:

  1. Хроническая гипертензия
  2. Гестационная гипертензия
  3. Преэклампсия/Эклампсия

 

Хроническая гипертензия — это тип гипертензии, характеризирующийся наличием повышенного давления крови до беременности и его сохранением после беременности.

При легкой форме хронической гипертензии, неосложненной сердечно-сосудистой и почечной патологиями, прогноз исхода беременности практически не отличается от такового для здоровых беременных.

Беременные, страдающие на протяжении длительного времени тяжелой гипертензией, особенно на фоне патологий сердечно-сосудистой системы и почек, подвержены повышенному риску развития преэклампсии/эклампсии вследствие чего возрастает угроза задержки роста плода, преждевременных родов и отслойки плаценты с неблагоприятным исходом.

Гестационная гипертензия беременности — это устойчиво повышенное артериальное давление, развивающееся после 20-ой недели беременности и исчезающее по истечению срока беременности. При отсутствии симтомов преэклампсии исход беременности с гестационной гипертензией — благоприятный.

Преэклампсия/эклампсия — это выраженные растройства сердечно-сосудистой системы, гиперурикэмии и/или протеинурии на фоне стойкой гипертонии после 20-ой недели беременности с прежде нормальным артериальным давлением.

Наиболее часто встречаемые осложнения ассоцированные с преэклампсией/эклампсией — это судороги, кровоизлеяние в мозг, отслойка плаценты, диссеминированное внутрисосудистое свертывание крови (ДВС-синдром), почечная недостаточность, оттек легких, задержка развития плода и др. Частота перечисленных осложнений зависит от срока беременности, генетических факторов, анамнестических данных и др. При легкой форме преэклампсии риск развития судорог составляет 0.2-0.3%, отслойки плаценты — около 1%, смерти плода — не более 1%, задержки роста плода — 13% и преждевременных родов около 25%.

При развитой эклампсии риски осложнений беременности, материнской и детской заболеваемости и смертности значительно возрастают.

СРЕДИ МНОЖЕСТВА МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ ОСНОВНЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ МЕХАНИЗМЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ПОЛИМОРФИЗМАМИ ГЕНОВ, КОДИРУЮЩИХ КОМПОНЕНТЫ РЕНИН-АНГИОТЕНЗИНОВОЙ И КИНИН-БРАДИКИНИНОВОЙ СИСТЕМ, А ТАК ЖЕ ДРУГИХ СОЕДИНЕНИЙ, ФУНКЦИЯ КОТОРЫХ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В КОНТРОЛЕ И РЕГУЛЯЦИИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ.

Ренин (REN), синоним: ангиотензиногеназа — представляет собой протеолитический фермент, относящийся к семейству аспарагиновых протеаз.Синтезируется в виде проренина в юкстагломерулярном аппарате почек. Проренин под действиемкалликреина — протеазы калликиреин-кининовой системы превращается в каталитически активный ренин — протеазу ренин-ангиотензиновой системы. Образующийся ренин депонируется в клетках и секретируется в кровоток в ответ на понижение артериального давления в количествах, адекватных потребностям организма. Уровень секреции ренина регулируется несколькими факторами, основными из которых являются: 1 — давление в приносящих артериолах почек и 2 — концентрация ионов Na+ и Cl в дистальном каналце в области плотного пятна.

Ангиотензиноген (AGT) — является физиологическим субстратом ренина. Представляет из себя плазменный белок, относящийся к группе альфа-2-глобулинов. Ангиотензиноген под действием ренина превращается в необладающий биологической активностью декапептид – ангиотензин I (Asp-Arg-Val-Tyr-Ile-His-Pro-Phe-His-Leu), являющийся предшественником ангиотензина II — физиологически активной формы ангиотензина.

Aнгиотензин-конвертируюший фермент (АСЕ) — относится к карбоксипептидазам, синтезируется и секретируется эпителиальными клетками легких и почек. Субстратом этого фермента является ангиотензин I, от которого отщепляется C-концевой дипептид His-Leu, с образованием физиологически активного октапептида — ангиотензина II (Asp-Arg-Val-Tyr-Ile-His-Pro-Phe). Ангиотензин II является одним из наиболее мощных физиологических вазоконстрикторов. Его прессорное действие в 25-35 раз эффективнее, чем у норадреналина. Ангиотензину II отводится роль одного из наиболее важных регуляторов кровяного давления в органах–мишенях.

Рецепторы ангиотензина II (AGTR-1 и AGTR-2) . Физиологическая активность ангиотензина II реализуется посредством его взаимодействия со специфическими рецепторами. В настоящее время идентифицированы два типа рецепторов ангиотензина II: ангиотензиновый рецептор 1-ого типа (AGTR-1) и ангиотензиновый рецептор 2-ого типа (AGTR-2). Взаимодействие ангиотензина II с этими рецепторами приводят к диаметрально противоположным эффектам. Рецептор AGTR-1 отвечает за повышение артериального давления, в то время как рецептор AGTR-2 отвечает за понижение артериального давления.

Рецептор В2 брадикинина (BDKRB2). Брадикинин — основной антагонист ангиотензина II является одним из компонентов калликреин-кининовой системы.

Брадикинин образуется из кининогена путем его последовательного протеолитического расщепления под действием калликреина до кинина и, последующего протеолиза образовавщегося кинина до брадикинина под действием аминопептидаз калликреин-кининовой системы (см. рис.).

Брадикинин представляет из себя олигопептид, состоящий из 9 аминокислотных остатков (Arg-Pro-Pro-Gly-Phe-Ser-Pro-Phe-Arg) — является одним из наиболее эффективных вазодилататоров (вазодилатор — это соединение обладающее сосудорасширяющим свойством).

Физиологическая функция брадикинина осуществляется посредством его взаимодействия с клеточным рецептором В2 брадикинина. Любые изменения экспрессии гена, кодирующего рецептор В2 брадикинина отражаются на вазодилаторной функции брадикинина и, в конечном итоге, на регуляции артериального давления. Другим путем регуляции вазодилаторной функции брадикинина является его инактивация со стороны ангиотензин конвертирующего фермента (АСЕ), который наряду с образованием ангиотензина 2, в определенных условиях способен катализировать протеолитическую деградацию брадикинина.

Таким образом калликреин и ангиотензин превращающий фермент, принадлежащие соответственно к калликреин-кининовой и ренин-ангиотензиновой системам, обеденяют их в единую биохимическую систему регуляции артериального давления.

Эндотелиальная синтаза оксида азота (NОS3). Одним из патологических механизмов развития артериальной гипертензии являются нарушения регуляции артериального давления, связанные с понижением концентрации оксида азота (NO) в крови.

Оксид азота вызывает расслабление гладкой мускулатуры стенок кровеносных сосудов, повышает проницаемость эндотелия и подавляет адгезию тромбоцитов на внутренней поверхности сосудистых стенок. Снижение интегральной активности оксида азота, в результате понижения его концентрации в крови, вызывает сужение просвета артерий из за чего повышается артериальное давление и, как следствие этого, повышается риск развития тромбозов.

Оксид азота — NO синтезируется эндотелиальной синтазой оксида азота — NOS3, которая использует в качестве субстрата L-аргинин. Оксид азота это крайне неустойчивое соединение полупериод жизни которого не превышает несколько секунд. В связи с этим, в физиологических условях ген, кодирующий синтазу оксида азота экспрессируется непрерывно. Любые полиморфизмы в гене этого фермента, приводящие к понижению его экспрессии, могут быть причиной повышения артериального давления и риска развития тромбозов.