Серодиагностика Острой Фазы Инфекций Группы TORCH

  • Инфекции групы TORCH (от начльных букв TOxoplasma, Rubella, Cytomegalovirus, Herpes) представляют серьезную опасность развития внутриутробных патологий плода. Наибольшей угрозой нормальному развитию плода является первичное инфицирование во время беременности.
    В связи с этим, всем женщинам готовящимся к беременности, а также беременным рекомендуется пройти обследование на наличие у них иммунитета к данным инфекциям.
  • Обследование на TORCH инфекции целосообразно проводить за несколько месяцев до планируемой беременности (в крайнем случае по устанавлению факта беременности) для того, чтобы при необходимости разработать и обеспечить адекватные лечебно-профилактические мероприятия, направленные на предотвращение развития внутриутробных патологий плода. Своевременное обследование беременных необходимо для установления или исключения факта недавнего инфицирования, поскольку именно для первичного инфицироания характерен наибольший риск трансплацентарной вертикальной передачи инфекции от матери плоду и его патологического развития.
  • Традиционная серологическая диагностика первичной инфекции, основанная на тестировании в сыворотке крови уровней иммуноглобулинов класса М имеет ряд недостатков, ограничивающих достоверность интерпретации результатов исследования. В частности, не всегда возможна четкая дифференциация первичной инфекции от экзогенной реинфекции или эндогенной активации инфекционного процесса, особенно при атипичной динамике антиген-индуцируемого иммунного ответа. Кроме того, нередки случаи когда иммунологические маркеры острой инфекции циркулируют в кровотоке спустя месяцы и даже годы с момента регистрации сероконверсии.
  • С целью избежания отмеченных выше недостатков и для повышения достоверности результатов диагностики первичного инфицирования в настоящее время в лабораторной практике няряду с тестированием уровня IgM-антител в сыворотке крови,активно используется тестирование степени авидности иммуноглобулинов класса G (IgG авид.).
  • Авидность (от лат. avidity) — это показатель прочности связи специфических антител с соответствующими участками антигена (антигенными детерминантами). Прочность связи антиген-антитело (авидность) определяется двумя следующими факторами: 1- количеством антигенных детерминант к которым вырабатывается множество различных типов антител класса IgG, 2 — прочностью связи каждого типа IgG антител с соответствующей антигенной детерминантой.
  • Иммунный ответ организма на проникновение инфекционного агента начинается с выработки В-лимфоцитами IgM-антител, которые характерны для острой фазы инфекции. Через определенное время (от одной до нескольких недель) на фоне снижения выработки IgM-антител начинается выработка IgG-антител (сероконверсия).

  • В ходе развития антиген — стимулируемого ответа, на начальной стадии сероконверсии образуется популяция IgG-антител, представленная в основном низкоавидными IgG-антителами (НА IgG), которые в дальнейшем заменяются на IgG-антитела с высокой авидностью (ВА IgG), см. рис. 1.
  • В настоящее время для определения степени авидности IgG-антител к инфекционному агенту разработана специальная методика иммуноферментного анализа (ИФА). Суть данной методики заключается в дифференцированном тестировании суммарного пула высокоавидных и низкоавидных специфических иммуноглобулинов IgG (НА IgG + ВА IgG) и тестировании только высокоавидных иммуноглобулинов IgG (ВА IgG). Дифференциация ВА IgG от НА IgG в ходе ИФА осуществляется за счет использования промывочного раствора, содержащего специальный белок-диссоцирующий реагент (БДР). Концентрация БДР (как правило это мочевина) подбирается производителем тест-систем таким образом, чтобы под его воздействием диссоцировали комплексы антигенов с низкоавидными антителами (рис. 2А), не затрагивая при этом комплексы антигена с высокоавидными антителами (рис. 2Б).

    Алгоритм серологической диагностики с использованием показателя авидности IgG-антител для исключения или подтверждения первичного инфицирования при планировании и в период беременности.

    1. Результат тестирования: антитела IgM не обнаружены (-), антитела IgG не обнаружены (-).

    Интерпретация результатов: инфекция отсутствует

    Рекомендации: следует проводить профилактическое тестирование антител IgM и IgG в каждом триместре.

    1. Результат тестирования: антитела IgM не обнаружены (-), антитела IgG обнаружены (+).

    Интерпретация результатов: первичную инфекцию можно исключить.

    Рекомендации: Для подтверждения заключения об исключении первичной инфекции желательно провести тестирование степени авидности IgG-антител.

    1. Результат тестирования: антитела IgM обнаружены (+), антитела IgG не обнаружены (-).
      Интерпретация результатов: вероятно первичное инфицирование.

    Рекомендации: повторить анализ на тестирование IgG-антител через 2 недели. Появление  IgG-антител (сероконверсия) является подтверждением недавнего первичного инфицирования.

    Для подтверждения заключения о первичном инфицировании желательно провести тестирование степени авидности IgG-антител. Отсутствие появления IgG-антител свидетельствует о вероятности неспецифического результата тестирования IgM, требуется повторный анализ на IgM-антитела.

    1. Результат тестирования: антитела IgM обнаружены (+), антитела IgG обнаружены (+).

    Интерпретация результатов: вероятно первичное инфицирование.

    Рекомендации: следует провести тестирование степени авидности IgG-антител для подтверждения или исключения первичного инфицирования.

    Краснуха (Rubella) — острое респираторное заболевание возбудителем которого является РНК-содержащий вирус сферической формы с радиусом около 30нм.

    Основоной путь инфицирования — воздушно-капельный. Заболевание как правило протекает в легкой форме и характеризуется разнообразными клиническими проявлениями.

    Следствием перенесенной естественной инфекции является формирование у пациента устойчивого иммунитета. Однако, в некоторых случаях (например иммунодефицитных состояниях) возможна реинфекция, которая встречается в 5-6% случаев и протакает как правило бессимптомно. Реинфекция возможна также после вакцинации, при понижении уровня антивирусных антител ниже 15МЕ/мл.

    На фоне того, что краснуха как заболевание обычно протекает в легкой форме, оставляя пациента иммунизированным к возбудителью, первичное инфицирование беременных этим вирусом представляет собой серьезную опасность для плода. Это обусловленно высокой проникающей способностью вируса краснухи через плаценту и не менее высокой вероятностью инфицирования плода, которая составляет 60-90% в первом триместре беременности и 50-70% во втором триместре.

    Врожденная краснуха часто приводит к поражению органов зрения, органов слуха, ЦНС, органов пищеварительной системы, мочеполовой, костной и др. систем. Внутриутробная краснушная инфекция приводит к спонтанным абортам (20-30%), мертворождению (20%), летальному исходу у новорожденных (10-25%).

    Согласно данным ВОЗ 10-20% женщин репродуктивного возраста не вакцинированны и соответственно не имеют иммунитета к вирусу краснухи. По этой причине диагностика острой формы краснухи у беременных приобретает особую важность для предотвращения осложнений связанных с внутриутробным инфицированием плода. При этом, наиболее достоверным методом выявления первичной инфекции является определение авидности специфических антител класса IgG к вирусу краснухи.

    Токсоплазмоз — широко распространенное инфекционное заболевание, возбудителем которого является Toxoplasma gondii-внутриклеточный паразит размером около 7мкм, спосбный паразитировать практически во всех органах человека. Основной источник инфекции — семейство кошачих, в организме которых возбудитель проходит полный цикл развития и выводится из организма с фекалиями. Пути заражения — пероральный, гемотрансфузионный, а также трансплацентарный, при паразитемии во время беременности.

    Согласно современным представлениям внутриутробное заражение плода может происходить лишь только в случае первичного инфицирования во время беременности. Обычно, при инфицировании плаценты возникает угроза выкидыша. Эффективные лечебные мероприятия позволяют сохранить данную беременность, однако, она может закончится рождением ребенка с тяжелой внутриутробной инфекцией. В первом триместре беременности риск внутриутробного заражения плода составляет 15-20%, в третьем триместре этот риск возрастает до 80%. Наиболее тяжелые последствия внутриутробного поражения плода приходятся на инфицирование в первом и втором триместрах беременности. Первичная токсоплазменная инфекция приобретенная на этих этапах беременности часто приводит к тяжелым поражениям плода — хориоретиниту, микрофтальму, повреждениям ЦНС (гидроцефалия, микроцефалия и др.), нарушениям функций различных органов (гепатоспленомегалия, желтуха, анемия, тромбоцитопения). Для третьего триместра характерны субклинические проявления токсоплазмоза с манифестацией через несколько лет (глухота, хориоретинит, дефекты психомоторного развития).

    В связи с тем, что при инфицировании в первом триместре беременности риск рождения ребенка с тяжелыми поражениями ЦНС и органов зрения наибольший, по медицинским показаниям может ставится вопрос о прерывании беременности. Беременные инфицированные во втором и третьем триместре беременности подлежат лечению.

    Таким образом достоверная диагностика первичного инфицирования беременных токсоплазмой имеет решающее значение для обеспечения наиболее благоприятного исхода беременности.

    В настоящее время наиболее эффективным методом серологической диагностики первичного инфицирования беременных токсоплазмой является определение авидности антител класса IgG к возбудителю токсоплазмоза.

    Цитомегаловирус (CMV) — представляет собой вирус-икосаэдр около 220нм в диаметре, относится к семейству герпесвирусов и широко распространен в человеческой популяции. Инфекция сохраняется в организме-носителе пожизненно и протекает латентно, с периодической реактивацией и рецидивами. CMV-инфекция, как правило, протекает в мягкой, бессимптомной форме. Однако, первичное инфицирование цитомегаловирусом беременной женщины и его дальнейший трансплацентарный перенос может привести к серьезному повреждению плода, в том числе, к задержке роста и психического развития, желтухе и серьезным дефектам ЦНС. У новорожденных без симптоматики ЦМВ инфекции в дальнейшем могут развиваться нарушения слуха или неспособность к обучению. Пренатальная CMV- инфекция встречается до 2.5% от всех случаев рождения живого ребёнка. Риск развития симптоматического врожденного заболевания у плода или младенца высок, если беременная женщина была инфицирована до 20 недели беременности, а на более поздних сроках этот риск существенно понижается. Врожденная цитомегаловирусная инфекция, вызванная экзогенной реинфекцией или эндогенной активацией инфекции, как правило не приводит к поражению плода.

    Диагностика острой формы цитомегаловирусной инфекции обычно начинается с выявления специфичных к цитомегаловирусу антител класса IgG и IgM. Образцы, оказавшиеся реактивными к антителам типа IgM против цитомегаловируса, могут указывать на острую, недавно перенесенную или реактивированную инфекцию. Поскольку внутриутробное инфицирование плода происходит в большинстве случаев в результате трансплацентарного переноса при первичном инфицировании беременной женщины, достоверная диагностика первичной инфекции имеет решающее значение для правильного ведения беременности. Тест CMV IgG Avidity на сегодняшний день является самым надежным способом определения первичной инфекции у беременных женщин. Антитела, образующиеся во время первичного иммунного ответа, обладают меньшей степенью авидности по сравнении с антителами образованными во время вторичного ответа или на последующих стадиях развития инфекции. Низкая авидность отмечается у иммунокомпетентных субъектов примерно через 18‑20 недель после проявления симптомов CMV-инфекции. В некоторых случаях, низкая авидность может наблюдаться до 6 месяцев или более с момента инфицирования. Исследование должно проводиться на ранних стадиях беременности. Низкая авидность CMV IgG-антител, обнаруженная до 16-18 недель беременности, в сочетании с положительным результатом теста CMV IgM дает серьезное основание подозревать недавно перенесенную первичную инфекцию. Высокая авидность на более поздних сроках беременности (после 20 недели) не может исключить наличия первичной инфекции в самом ее начале, когда могла наблюдаться низкая авидность IgG-антител к цитомегаловирусу. Высокий индекс авидности в первые 12‑16 недель беременности можно расценивать как серьезный индикатор ранее перенесенной инфекции.

    Вирус простого герпеса — это ДНК-содержащий вирус, ответственный за широкий спектр различных патологий у детей и взрослых, особенно у иммунодефицитных лиц.

    Герпес как заболевание вызывается двумя родственными формами вируса простого герпеса: ВПГ-1 и ВПГ-2. ВПГ-1 распространенный по всему миру герпетический вирус, вызывающий «лихорадку» на губах. ВПГ-2 — это вирус, поражающий гениталии человека. Однако, генитальный герпес может быть вызван также ВПГ-1, который кроме поражения губ, может перейти на другие слизистые, в том числе и на половые органы (около 20% всех случаев генитального герпеса обусловлены ВПГ-1). Наличие у человека генитального герпеса, вызваного ВПГ-1 не препятствует его заражению ВПГ-2.

    Генитальный герпес независимо от типа инфекционного агента (ВПГ-1, ВПГ-2 или ВПГ-1+ВПГ-2) в большинстве случаев характеризуется бессимтомным или атипичным течением (специфические для данного заболевания клинические признаки наблюдаются в 15-20% случаев). Заражение ВПГ приводит к позижненной персистенции инфекции с возможностью реактивации вируса и перекрестного заражения другим серотипом ВПГ.
    Преобладание хронических и бессимптомных форм течения генитального герпеса, а также его атипичные клинические проявления, ставят под сомнения возможность достоверной диагностики этого заболевания по внешним признакам. Согласно статистическим данным около 20% герпетических больных вовсе не имеют клинической симптоматики, а 60% имеют признаки совершенно не типичные для герпеса. Для обоих этих групп больных характерен высокий риск заражения половых партнеров, что объясняет высокий уровень распространенности генитального герпеса среди взрослого населения по всему миру (от 10 до 40% в зависимости от региона и социально-экономического статуса). Следует отметить, что в плане распространения герпетической инфекции, «приоритет» принадлежит мужчинам. Вероятность передачи инфекции от мужчины женщине в 5 раз превышает вероятность инфицирования мужчины от женщины.

    ВПГ поражает премущественно эпителий щейки матки и мужского полового члена, вызывая зуд, боль, появление пузырков, на месте которых позже образуется язвочки. При оральном контакте возможно поражение покровной ткани губ и ротовой полости.

    Наибольшую опасность герпетическая инфекция представляет для беременных, у которых первичная инфекция сопряжена с высоким риском трансплацентарного внутриутробного заражения плода и, как следствие, с риском самопроизвольного аборта или преждевременных родов.

    Наличие генитального герпеса у беременной представляет особую опасность, обусловленную высоким риском заражения плода в процессе родов, при его прохождении через шейку матки и влагалище. При таком заражении на 50% повышается смертность новорожденного или риск развития у него тяжелых поражений головного мозга.

    Традиционная диагностика генитального герпеса базируется на выявлении специфических антител к возбудителям этого заболевания. При этом, особая важность придается своевременному выявлению стадии инфекционного процесса (первичная инфекция, «первый эпизод непервичной инфекции», рецидивирующая инфекция), что является необходимым условием выбора адекватной тактики лечения.

    Необходимыми подверждениями первичного инфицирования ВПГ являются:

    1 — выявление вирус-специфических IgM-антител, при отсутствии или при наличии низких титров специфических IgG-антител,
    2 — регистрация появления или 4-х кратного повышения титров IgG-антител через 10-15 суток после выявления IgM-антител (сероконверсия). Следует отметить, что на практике далеко не всегда удается определить факт сероконверсии, а IgM-антитела могут продуцироваться как при первичном инфицировании, так и при экзогенной реинфекции и эндогенной реактивации инфекции. Кроме того, отсутствие или слабые титры антител могут быть следствием неодекватного иммунного ответа, связанного с иммуннодефицитными состояниями.

    При первичном инфицировании человека ВПГ IgM-антитела выявляются на 4-6 сутки с момента заражения. Еще через 2 недели начинается продуцирование вирус-специфических IgG-антител. IgM-антитела сохраняются в организме больного в течение 1-2 месяцев, IgG-антитела сохраняются в течение всей жизни, что указывает на рецидивирующий характер герпетической инфекции. Появление вирус-специфических IgM-антител, на фоне высоких титров IgG-антител, является свидетельством обострения инфекции.

    В настоящее время в лабораторной практике в качестве критерия достоверности диагностирования первичного инфицирования ВПГ используется дифференциация первичной инфекции от «первого эпизода непервичной инфекции» путем определения авидности вирус-специфических IgG-антител. Индекс авидности IgG-антител при первичной инфекции всегда достоверно ниже анологичного параметра при «непервичном инфицировании» или рецидивирующей инфекции.